На каких же физиологических предпосылках основывается массаж для 4 месячного ребенка? Мышцы шеи, спины младенца уже достаточно окрепли, чтобы удерживать головку лежа на животе около минуты. Малютка опирается при этом на локти и предплечья вытянутых ручек. Приподнимает над опорой грудь, ноги расставлены. Если посадить, придерживая, то головка удерживается вертикально. Малыш начинает переворачиваться на живот и на спину. Дети четырех месяцев пробуют ползать, пока это выглядит, как барахтанье, а передвижения происходят не только вперед.
Этот период характерен тем, что грудничок целенаправленно тянется к определенному предмету руками, пытаясь его захватить. Удерживает в ручках игрушки, совершает несложные манипуляции: трясет, вертит, бросает, тянет их в рот. В этом возрасте грудничок может попытаться сесть, подтянувшись за перегородку кроватки. Не стоит специально усаживать, поскольку позвоночник еще не совсем окреп, мышечный корсет недостаточно сформировался, поэтому спешить не следует.
Нормальное формирование физиологии, психологии грудничка не является чем-то обязательным. Даже самый полноценный младенец без каких-то физиологических, психологических проблем, лишенный нормальных условий, будет отставать в развитии. Что можно подразумевать под нормальными условиями с учетом возможностей современной медицины, в общем и физиологии, в частности? Это создание оптимальных условий, которые поддерживают, развивают естественные потребности дитя и не дают укрепляться пусть даже зачаточным формам различных хворей.
На каждом возрастном этапе эти потребности несколько различаются, акценты на главные надобности, в том числе и когда проводится массаж для 4 месячного ребенка, смещаются, но поговорим о четырехмесячных детишках. То, что соответствует возрастным особенностям малыша, определяет потребности. Итак, разберемся поподробнее. Малютка любопытен, появляется более глубокий интерес к окружающему миру, уже хорошо выделяет те предметы, которые ему интересны? Ну, что ж, можно расширить кругозор, носить по комнатам, показывать, называть видимые вещи; на улице, если погода хорошая, тоже можно чаще брать на ручки, знакомя с миром.
Формируется моторика рук – давайте ему интересные объекты, пусть учится их захватывать, производить с ними действия. Происходит знакомство с материалами, что бывают скользкие, бархатистые, мягкие, шелестящие, холодные, теплые поверхности, появляется представление о весе. Мир познается не только на ощупь, но и на вкус, для ребенка это важный познавательный орган, пусть грызет, облизывает предметы, достаточно следить, чтобы объект познания был чист и безопасен. Дитя становится все общительнее – разговаривайте с ним, слушайте, отвечайте. Грудничок только начинает пытаться передвигаться – прекрасно, остается предоставить свободу, например, постелить одеяло, поместить в большой манеж, предложить игрушки, можно положить их поодаль, пусть это стимулирует к ползанию, не забыть составить ему компанию. Хорошо действуют ежедневные ванны, гимнастика, массаж.
Массаж, гимнастика – это те средства, которые очень хорошо известны с далеких времен для гармоничного развития дитя и лечения патологий нервной, костно-мышечной системы. Массаж для 4 месячного ребенка, проводимый у хорошего специалиста, помогает правильно развить тело, компенсировать все проблемы в развитии. Так, например, после исполнения четырех месяцев у младенца должен уйти гипертонус, движения конечностей носят свободный, направленный характер. Если этого нет, то невролог выписывает комплексное лечение, включающее массаж. Правильное воздействие массажиста действенно и безвредно. Очень важно довериться хорошему специалисту, сделать так, чтобы ребенку было комфортно.
Итак, есть две составляющие успеха: профессиональный массаж и хорошее настроение. Второе призвано обеспечить общение с малышом во время проведения массажной процедуры, это поможет оставить приятное впечатление не только на физиологическом, но и на психологически-эмоциональном уровне, в некоторых случаях снимет некоторые негативные зажимы и неудобство.